Афазия: классификация и методы терапии
Афазия представляет собой часто встречающееся речевое расстройство, обусловленное нарушением работы конкретной области коры головного мозга. Вследствие этого индивидуум испытывает затруднения в построении собственной речи и понимании обращенных к нему высказываний. Хотя специфической терапии не существует, реабилитационные занятия по восстановлению речи способствуют более быстрому улучшению состояния. Далее рассмотрим подробнее, что представляет собой афазия у взрослых и какие подходы используются в лечении.
Этиология афазии
Расстройство речевой функции связано с изменениями, происходящими в головном мозге (после полного формирования речи). Существует ряд причин, способствующих развитию данного заболевания.
Среди наиболее распространенных выделяют:
- Инсульты (ишемические или геморрагические). Следует отметить, что у пациентов, перенесших геморрагический инсульт, зачастую диагностируется тотальная или смешанная форма афазии, в то время как у пациентов с ишемическим инсультом – моторная или сенсорная форма;
- Черепно-мозговые травмы – механические повреждения черепа и внутричерепных структур, таких как головной мозг, мозговые оболочки и сосуды. К ним относятся контузии, компрессии и сотрясения мозга;
- Воспалительные заболевания головного мозга (в частности, энцефалит, абсцесс);
- Опухоли головного мозга;
- Заболевания центральной нервной системы;
- Хирургические вмешательства на головном мозге, перенесенные ранее.
Кроме того, специалисты выделяют ряд факторов, значительно повышающих вероятность развития речевых нарушений.
Виды афазии и их клинические проявления
В зависимости от тяжести расстройства, афазия может быть частичной (с перемежающимися периодами нормальной речи и нарушений) или тотальной (с серьезными нарушениями речи). Классификация афазий основывается на локализации повреждения головного мозга, выделяют шесть основных типов, каждый из которых будет рассмотрен подробно.
Семантическая афазия
Этот вид афазии возникает при поражении теменно-затылочной области левого полушария мозга. Пациенты испытывают затруднения в понимании речевых конструкций, выражающих пространственные отношения, а также в понимании прочитанного. Затруднено выполнение заданий, включающих сложные синтаксические структуры. При этом понимание простых предложений обычно сохранено, однако возникают трудности с называнием обыденных предметов. Речь сохраняется, но письмо и чтение значительно замедляются. Часто развивается акалькулия – неспособность понимать числа и выполнять арифметические операции.
Для диагностики этого типа афазии применяются задания, требующие квазипространственного синтеза. Например, предлагаются для анализа сравнительные конструкции: "Волосы у Анны темнее, чем у Светы, но светлее, чем у Ирины. У кого самые темные волосы?". Также используются простые арифметические задачи.
Акустико-мнестическая афазия
Эта форма афазии развивается при поражении средних отделов височной области, находящихся за пределами первичной зоны слуховой коры. Основная проблема заключается в трудностях с удержанием в памяти информации, воспринимаемой на слух. Объем запоминания значительно снижается, что приводит к неспособности повторить за логопедом простую последовательность слов или понять смысл речи в сложных условиях (например, при быстром темпе речи или при разговоре с несколькими людьми одновременно). Коммуникативные трудности компенсируются повышенной речевой активностью. У некоторых пациентов наблюдаются искажения зрительных представлений об объектах и выраженные трудности с называнием различных предметов. Расстройство памяти сопровождается нарушениями письма.
Сенсорная афазия
Эта форма афазии проявляется при поражении височных долей головного мозга. Сенсорная афазия подразделяется на корковую, субкортикальную и транскортикальную формы. Корковая форма является наиболее тяжелой и связана с поражением зоны Вернике (области мозга, отвечающей за восприятие и обработку звуков). В этом случае пациент не понимает и не может воспроизводить звуки. При субкортикальной форме происходит нарушение передачи импульсов от центров, воспринимающих звуковую информацию.
Транскортикальная сенсорная афазия характеризуется нарушением проведения нервных импульсов между центрами Вернике и Брока. При этом способность понимать простые речевые конструкции сохраняется. В первые недели после поражения речь пациентов может состоять из хаотичного набора звуков и слогов, что делает ее непонятной для окружающих. Независимо от подтипа, сенсорная афазия характеризуется следующими симптомами: неспособность нормально воспринимать речь при сохранном слухе, неврологические отклонения (тревожность и агрессия, вызванные непониманием происходящего), способность произносить звуки и слова, лишенные смысла, судороги, ухудшение зрительной функции.
Моторная афазия
Моторная афазия проявляется в двух основных формах: афферентной и эфферентной. Тяжесть и характер проявлений заболевания варьируются. При афферентной форме наблюдается утрата инстинктивной речи и возникновение речевых эмболов. Затруднения в артикуляции приводят к тому, что пациенту сложно осознать, какие движения необходимы для воспроизведения определенного звука. В процессе говорения часто отмечаются перестановки букв или слов.
При эфферентной форме сохраняется возможность ситуативной речи, но существенно нарушается способность к повторению. В этом случае диагностируется ухудшение понимания обращенной речи. Характерна неконтролируемая речь, нередко состоящая из хаотичного набора звуков и слов. Речь становится обедненной, и пациенты часто опускают предлоги.
Пациенты испытывают трудности, связанные с кинетической апраксией, что затрудняет переключение между различными движениями. Это приводит к перестановкам звуков и слогов в речи. Отличительной чертой этой формы является возникновение продолжительных пауз. При этом произношение отдельных звуков, как правило, не страдает. Также наблюдаются серьезные нарушения, включая дислексию.
Динамическая афазия
Динамическая афазия возникает при поражении определенных областей доминантного левого полушария. Основным признаком является затруднение или полная невозможность активного высказывания. Пациент может без труда произносить отдельные звуки и повторять фразы, но коммуникативная функция нарушается. При тяжелом течении расстройства проявляется эхолалия и эхопраксия, когда человек механически повторяет слова и действия собеседника.
У пациентов нарушается способность к экспрессивной речи. Существует несколько вариантов динамической афазии, различающихся по степени нарушения коммуникативной функции – от полного отсутствия экспрессивной речи до незначительных затруднений в общении. Таким пациентам необходима регулярная стимуляция речи. Их речь часто характеризуется использованием речевых шаблонов. У них нарушено спонтанное, развернутое высказывание. Например, при пересказе прочитанного рассказа пациент произносит отдельные, несвязанные друг с другом фрагменты, не формируя целостную картину.
Тотальная афазия
Тотальная афазия развивается при обширных повреждениях коры доминантного полушария, затрагивающих моторные и сенсорные речевые зоны. Речь полностью отсутствует, и пациент не понимает речь окружающих. Происходит поражение множества речевых областей головного мозга. Это наиболее тяжелая форма афазии. Все типы афазий поддаются коррекции, однако лечение тотальной формы требует наиболее продолжительного времени. Важно отметить, что встречаются смешанные формы заболевания, например, афферентно-эфферентные.
Особое внимание уделяется развивающим занятиям. Программы составляются индивидуально для каждого пациента, с учетом его возраста и психологических особенностей. В спокойной и привычной обстановке выполняются комплексы упражнений, направленные на развитие органов чувств и формирование правильного восприятия информации. Занятия проводятся в различных форматах: в виде активных двигательных упражнений в специально оборудованной комнате или непосредственно в палате пациента.
Диагностика и способы лечения
Для успешного лечения афазии требуется помощь квалифицированных специалистов. Лечение направлено на устранение первопричины заболевания и последующую коррекцию речевых нарушений. Эффективность и скорость восстановления речи зависят от степени поражения мозга, поэтому своевременное обращение к врачу крайне важно. Диагностикой и лечением нарушений речи занимаются специалисты неврологического отделения.
Первичный прием включает сбор анамнеза и жалоб (при афазии, когда пациент не может самостоятельно описать свое состояние, привлекаются родственники). Врач проводит общий осмотр для выявления возможных внешних признаков (например, опущение уголка рта, мышечная слабость).
Для оценки характера речевых нарушений и подбора оптимальной коррекционной программы необходима консультация невролога совместно с логопедом-дефектологом.
Перед началом лечения проводится комплексное тестирование, включающее оценку:
- Спонтанной речи: оценивается количество произносимых слов, наличие ошибок, частота пауз для подбора слов;
- Понимания: пациенту предлагается указать на предметы, названные специалистом, ответить на простые вопросы ("да" или "нет");
- Называния предметов: пациента просят назвать предмет, на который указывает специалист;
- Чтения и письма: пациенту предлагается написать и прочитать вслух любое предложение для оценки понимания и произношения;
- Семантического задания: пациента просят перечислить как можно больше названий животных за одну минуту.
Инструментальная диагностика
Для точной постановки диагноза необходима инструментальная диагностика. Пациенту назначается электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод исследования электрической активности мозга с помощью электродов, размещенных на голове.
Для визуализации структуры мозга и выявления признаков кровоизлияний, воспалительных процессов или новообразований проводится компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ). Для оценки состояния сосудов, выявления аневризм и других сосудистых нарушений может потребоваться ангиография. Комплексная диагностика позволяет дифференцировать афазию от алалии, нарушений слуха и других патологий.
Лечение афазии напрямую зависит от ее формы. Восстановление речи – это длительный процесс, зависящий от причины, локализации повреждения, степени речевых нарушений и возраста пациента.
Для каждого пациента разрабатывается индивидуальный план лечения, включающий медикаментозную терапию, физиотерапию, арт-терапию и занятия с логопедом-дефектологом. Медикаментозное лечение может включать антибактериальные препараты, ноотропы и другие средства в зависимости от клинической картины. Например, при обширных патологических изменениях, вызывающих вазогенный отек, назначаются кортикостероиды. Для профилактики эпилептических приступов может быть назначен прием противосудорожных препаратов.
Упражнениями для коррекции
Подходы к коррекции речевых нарушений варьируются: одним легче начинать с отдельных звуков и постепенно переходить к словам, другим – наоборот, проще оперировать целыми словами, а затем анализировать их на составляющие звуки. Разнообразные упражнения играют важную роль в процессе коррекции этого расстройства.
Если возникают трудности с восприятием речи, рекомендуется начать со следующих трех шагов:
- Указывать на конкретные элементы изображения на картинке;
- Давать ответы на простые вопросы, например: "Вы сейчас сидите на стуле?" или "Вы находитесь на улице?";
- Выполнять простые действия, такие как открытие тетради или сжимание кулака.
Это лишь ориентировочный план, и логопед может адаптировать задания в зависимости от индивидуальных потребностей. Важно, чтобы пациент понимал, что от него требуется. Часто используется артикуляционная гимнастика, направленная на формирование правильного произношения. Логопед обучает пациента правильному произношению звуков и построению предложений с помощью специализированных упражнений. Также ведется работа по расширению словарного запаса, направленная на запоминание названий предметов и их функций.
Прогноз и профилактика афазии
Предупреждение развития патологии предполагает своевременную консультацию со специалистом при появлении первых признаков. Предотвратить устойчивые нарушения речи можно, контролируя артериальное давление (чтобы избежать нарушений кровообращения мозга), своевременно леча заболевания, влияющие на мозг, и адекватно обрабатывая черепно-мозговые травмы.
Перспективы восстановления речи зависят от локализации и масштаба поражения, времени начала реабилитации, возраста пациента и его мотивации. Наиболее благоприятные результаты наблюдаются у молодых пациентов. Раннее начало восстановления помогает предотвратить закрепление патологических речевых проявлений. В среднем, курс занятий с логопедом длится от полутора до двух лет.
8 (800) 222-34-02 либо оставьте заявку через форму обратной связи.