СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой нейропсихологическое расстройство, связанное с недостаточной зрелостью высших психических функций. Он проявляется в виде триады симптомов: чрезмерная активность, импульсивность и трудности с концентрацией. Поведение детей с СДВГ часто характеризуется моторной возбудимостью, высокой отвлекаемостью и невнимательностью.
Для диагностики используется анализ клинических проявлений, соответствующих основным диагностическим критериям, при помощи анкет и оценочных шкал. Лечение проводится комплексно и включает медикаментозную терапию, психотерапию и психофизиологические методики, такие как биоуправление и транскраниальная микрополяризация.
СДВГ является расстройством развития, которое затрудняет контроль поведения и удержание внимания, с распространенностью среди школьников от 4% до 28%. Преобладание мальчиков среди страдающих составляет 2:1.
Основные причины СДВГ включают генетические факторы, биологические аспекты, такие как влияние материнского здоровья, а также психосоциальные условия, например, семейную атмосферу. У детей часто наблюдается комбинация нескольких негативных факторов, влияющих на развитие расстройства.
Патогенез
На данный момент точно не установлены патофизиологические механизмы синдрома гиперактивности и дефицита внимания. В области нейропсихологии их анализируется в контексте нейробиологических и нейропсихологических теорий, тогда как другие подходы, такие как диффузная церебральная дизрегуляция или генераторная теория, остаются менее разработанными.
Согласно нейробиологической теории, СДВГ связано с нарушениями в обмене веществ нейромедиаторов, таких как дофамин и норадреналин. Дофаминергическая система играет ключевую роль в эмоциональной регуляции, обработке информации в префронтальной коре и памяти. Норадренергическая система активирует мозг и влияет на двигательную активность, эмоциональную составляющую поведения, мотивацию и обучение. Важными для работы этих систем являются постсинаптические адренорецепторы, которые участвуют в передаче импульсов и формировании нейронных связей.
Химический дисбаланс и измененная чувствительность рецепторов приводят к снижению активности ретикулярной формации, что в свою очередь вызывает трудности с планированием и саморегуляцией. Это приводит к тому, что обычные стимулы становятся избыточными, вызывая искаженные реакции. Эффективность агонистов дофаминовых рецепторов подтверждает эту теорию.
Нейропсихологическая теория рассматривает СДВГ как результат врожденной незрелости регуляторных систем, ответственных за внимание и произвольную активность, что затрудняет развитие управляющих функций. Дети с СДВГ показывают недостаточные уровни произвольного внимания и памяти.
Данные нейропсихологических исследований подтверждаются результатами функциональной МРТ, показывающей сниженную активацию лобной коры и смежных структур у пациентов с гиперактивностью и дефицитом внимания.
Классификация
В зависимости от сочетания различных симптомов выделяются несколько типов СДВГ:
- Невнимательный - синдром дефицита внимания без гиперактивных проявлений;
- Гиперактивно-импульсивный - синдром гиперактивности без недомоганий с вниманием;
- Комбинированный - наиболее распространённая форма, включающая гиперактивность, невнимательность и импульсивность.
С учетом сопутствующих заболеваний синдром гиперактивности с дефицитом внимания делится на две категории.
Простая - СДВГ без дополнительных расстройств.
Осложненная - СДВГ, сопровождаемая другими проблемами:
- Церебрастеническая (утомляемость, головные боли, вегетативные расстройства);
- Неврозоподобная (тики, энурез, заикание);
- Сочетанная (РАС, эпилепсия, тревожные и депрессивные нарушения).
Учитывая степень выраженности симптомов СДВГ согласно оценочной шкале Коннерса, выделяются следующие уровни:
- Минимальная - незначительные отклонения в поведении по сравнению с обычными детьми;
- Легкая - ухудшение поведения в новых условиях;
- Умеренная - явные сложности в поддержании внимания и дисциплины в школе;
- Выраженная - серьёзные проблемы в общении и поведении как в школе, так и в других ситуациях.
Симптомы СДВГ
Дефицит внимания с гиперактивностью проявляется в виде трех основных симптомов: повышенной активности, импульсивности и недостатка концентрации.
Гиперактивность проявляется в чрезмерной моторной активности, при которой движения ребенка оказываются беспорядочными и неловкими. Он не может оставаться спокойным, ему сложно следовать правилам и дисциплине. Ребенок постоянно проявляет беспокойство, много шумит и может ломать игрушки, чтобы обратить на себя внимание, отвлекая других.
Импульсивность ведет к спонтанным действиям - любое внешнее раздражение вызывает мгновенную реакцию. Такой ребенок нетерпелив, часто прерывает других и выступает без очереди, действуя без размышлений.
Дефицит внимания выражается в трудностях сосредоточения и выполнении задач. Дети с СДВГ легко отвлекаются, часто забывают о делах, имеют медленный темп работы. Они могут быть погружены в свои мысли, бывают рассеянными и допускают ошибки в учебе, не заканчивая начатое.
В дошкольном возрасте отмечается задержка моторного развития, непослушание и склонность к беспокойным играм. В школьные годы симптомы усиливаются, что ведет к проблемам с обучением и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки с СДВГ чаще подвержены конфликтам и рисковому поведению, что может привести к юридическим проблемам.
СДВГ у взрослых
Приблизительно у 50% людей симптомы СДВГ продолжают проявляться в зрелом возрасте. Эти проявления чаще всего заключаются в недостаточной организации, неспособности разумно планировать время и завершать начатые дела.
В большинстве случаев такие люди не достигают значительных успехов в профессиональной деятельности и ощущают неудовлетворенность своим социальным и финансовым положением. Они часто сталкиваются с семейными конфликтами и разводами. У них, как правило, отсутствуют долгосрочные увлечения и хобби. Их порой описывают как личностей с «трудным» характером, что может приводить к участию в неприятностях, дорожно-транспортных происшествиях и правонарушениях.
8 (800) 222-34-02 либо оставьте заявку через форму обратной связи.
Осложнения
У значительной части детей с СДВГ наблюдается хроническая неуспеваемость в учебе и низкая самооценка. Подростки, как правило, склонны к девиантному поведению и могут иметь зависимости (например, от алкоголя или наркотиков). Часто встречаются сопутствующие расстройства: оппозиционно-вызывающее (35-50%), тревожное (20-30%), депрессия (15%), биполярное расстройство (5%). Эти расстройства усложняют межличностные отношения, ухудшают адаптацию в обществе и ведут к несоциальной успешности в зрелом возрасте.
Диагностика
Как правило, дети обращаются за медицинской помощью в возрасте 8-10 лет. Ключевым элементом диагностики для детского психолога является детальное анамнестическое интервью с родителями, охватывающее процесс беременности и родов, развитие малыша и семейные отношения.
Для установления диагноза используются:
- Клинические критерии DSM-V. В данном руководстве тщательно изложены симптомы, описывающие различные аспекты СДВГ: невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Необходимо, чтобы у ребенка наблюдалось 6 и более симптомов из данного списка в течение как минимум 6 месяцев и в разных ситуациях;
- Психологическое тестирование. Через различные оценочные шкалы и тесты исследуются когнитивные функции, моторное развитие, речевые навыки, учебная деятельность и поведение (шкала Векслера, тест Струпа, тест на устойчивость функции, Висконсинский тест и др.). Анализируются рабочие тетради, рисунки и поделки, оцениваются скорость выполнения задач и переключаемость. Существуют адаптированные версии тестов для родителей, учителей и детей;
- Электроэнцефалография. Позволяет оценить активность разных участков мозга, выявить доминирующие ритмы и сравнить их с возрастными нормами. Обычно при СДВГ наблюдается повышенная судорожная готовность и незрелость глубоких мозговых структур. Более детальную информацию предоставляет ЭЭГ с интеллектуальной нагрузкой.
Дифференциальная диагностика
В экономически развитых странах существует проблема гиперактивации СДВГ.
Часто гиперактивность и дефицит внимания интерпретируются как другие расстройства:
- Тревожное расстройство;
- Астенический и церебрастенический синдромы;
- Нейросенсорная тугоухость;
- Специфические учебные трудности;
- Высокая двигательность как черта темперамента, воспитания;
- Побочные эффекты медикаментозного лечения;
- Иные неврологические, психиатрические, наследственные заболевания.
Лечение СДВГ
Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) направлено на снижение симптомов гиперактивности и невнимательности/импульсивности, улучшение эмоционального состояния и самооценки, а также формирование социальных навыков. В этой связи была разработана концепция комплексной терапевтической помощи, которая включает лечение, мониторинг динамики состояния и анализ эффективности терапии СДВГ. В поддержке пациента и его родных участвуют специалисты: неврологи, психологи и педагоги.
Мультимодальный подход охватывает несколько направлений:
- Коррекция поведения. Важно установить распорядок дня, создать гармоничную атмосферу в семье и организовать рабочее пространство. Для детей с гиперактивностью не рекомендуется заниматься силовыми видами спорта, но полезны плавание, велоспорт, лыжи и походы. Создание условий для успешного обучения и мотивации также крайне важно;
- Психотерапия. В лечении СДВГ применяются методы когнитивно-поведенческой терапии, семейной психотерапии и аутогенных тренировок, а также проводятся занятия для родителей;
- Медикаментозная терапия. Применяется в случае неэффективности немедикаментозного лечения и включает психостимуляторы и другие препараты. Длительная фармакотерапия может быть необходима для снижения симптомов;
- Аппаратные методы. Среди перспективных технологий – ЭЭГ-БОС-терапия и Томатис-терапия, которые способствуют улучшению саморегуляции, а также транскраниальная микрополяризация для стабилизации психофизиологических функций.
8 (800) 222-34-02 либо оставьте заявку через форму обратной связи.