Моторная алалия
Моторная алалия представляет собой отсутствие или серьезные нарушения активной речи без каких-либо видимых причин. У ребенка не нарушены слуховые и когнитивные функции. На КТ и МРТ не обнаруживаются повреждения тех участков мозга, отвечающих за речь, иначе это было бы классифицировано как вторичная алалия. Однако ребенок либо молчит, либо использует весьма ограниченный словарный запас, не соответствующий его возрасту.
Дети с алалией зачастую испытывают трудности в овладении речевыми навыками и заметно отстают от своих ровесников. Тем не менее, они понимают обращённую к ним речь и могут выполнять различные просьбы. Если же ребёнок не осознает, что ему говорят, это уже другая проблема.
Речевые нарушения могут проявляться по-разному:
- Отсутствие речи, например, в возрасте года ребенок не говорит и не использует лепет, прибегая к жестам и отдельным звукам;
- Невнятная речь и трудности с запоминанием значений слов;
- Ограниченный словарный запас;
- Затруднения с повторением фраз и путаница в словах и слогах;
- Частые ошибки в окончаниях и предпочтение именительному падежу;
- Пропуски слов и звуков;
- Замена слов на фонетически схожие.
Помимо задержки речи, могут возникать и другие симптомы:
- Трудности с мелкой моторикой;
- Неловкость в движениях;
- Сложности с выполнением точных движений языком;
- Проблемы с социальной адаптацией, что может вызвать нервозность или агрессивное поведение;
- Трудности с запоминанием новых слов;
- Отставание в учебе из-за речевого барьера;
- Возможное развитие дисграфии и дислексии.
Кроме моторной алалии, существуют ещё два типа этого расстройства.
Если в случае моторной алалии ребёнок понимает речь, но испытывает затруднения с её произнесением, то в случае:
- Сенсорной алалии (недостаток импрессивного восприятия) ребёнок не способен воспринимать обращённую к нему речь, несмотря на нормальное слуховое восприятие и возможность произносить слова;
- Сенсорно-моторной алалии нарушены как понимание речи, так и активная речь. Симптомы этого состояния часто напоминают расстройства аутистического спектра.
Причины заболевания
Что касается причин моторной алалии, здесь ситуация схожа с дислексией: проблема существует, но её точные причины остаются неизвестными. Предполагается, что дело может быть связано с нарушениями в нейронных связях, но это невозможно подтвердить с помощью существующих диагностических методов. Поэтому в случае экспрессивной алалии можно обсуждать лишь факторы, повышающие вероятность её возникновения.
Факторы, влияющие во время беременности, включают:
- Выраженную гипоксию плода;
- Инфекции у матери, такие как краснуха, токсоплазмоз и другие;
- Тяжёлый токсикоз;
- Травмы живота;
- Резус-конфликт;
- Использование токсичных медикаментов;
- Злоупотребление алкоголем и наркотиками.
Факторы, влияющие во время родов:
- Тяжёлые родовые травмы и асфиксия;
- Недоношенность ребёнка;
- Также могут иметь значение быстрые роды, обвитие пуповиной, отслойка плаценты, стимуляция родов и применение щипцов.
Факторы, влияющие на новорождённость и ранний возраст:
- Травмы головы;
- Менингит, энцефалит и другие формы нейроинфекций;
- Дефицитные состояния: тяжелая анемия, белково-энергетическая недостаточность, рахит;
- Значительное психологическое потрясение, например, длительная разлука с матерью.
Наследственность:
- У мальчиков наблюдается чаще, чем у девочек, в два–четыре раза;
- Повышенный риск в семьях с определёнными речевыми расстройствами: задержка речевого развития, заикание, аномально быстрая речь (тахилалия) и нарушения произношения.
Факторы окружающей среды:
- Неблагоприятные социальные условия;
- Недостаток внимания к образованию.
8 (800) 222-34-02 либо оставьте заявку через форму обратной связи.
Нарушения
Существуют различные классификации, применяемые врачами, логопедами и психологами. Рассмотрим клинико-педагогическую, которая наибольшее распространение имеет в России, в частности, при рассмотрении вопроса о переводе ребёнка в логопедическую группу в детском саду.
Моторную алалию медицинские специалисты фиксируют в карточке как ОНР — общее недоразвитие речи. В неё могут также включаться и другие сокращения, указывающие на речевые проблемы, которые могут не всегда относиться к моторной алалии, как, например, задержка речи из-за глухоты.
ФН — фонетические нарушения проявляются в трудностях произношения отдельных звуков, к примеру, «Р» и «Л».
ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие включает не только нарушения произношения, но и проблемы с восприятием звуков.
ОНР — общее недоразвитие речи характеризуется отставанием в освоении языка.
Выделяются четыре уровня данного состояния, где вышее значение означает менее выраженные проблемы:
- ОНР I уровня — отсутствие речи;
- ОНР II уровня — ограниченный словарный запас, трудности с произношением и построением фраз;
- ОНР III уровня — непостоянное произношение, простые фразы;
- ОНР IV уровня — фразы, но с нечётким произношением и ошибками в окончаниях.
Как ставится диагноз?
Для диагностики моторной алалии необходим комплексный подход, включающий различных специалистов: логопеда, невролога, детского психиатра и других. Диагностика может быть случайной, например, во время плановых профилактических осмотров, или направленной, когда проблема уже очевидна.
Скрининги на профосмотрах
Скрининг представляет собой своеобразное «сито», позволяющее выявить детей, которые существенно отличаются от нормы. В таких случаях ребенка направляют на дополнительное обследование.
Что касается моторной алалии, то плановый профилактический осмотр проводится в возрасте двух лет. Он включает анкетирование родителей с использованием специального опросника, обычно это «Макартуровский тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста». Кроме того, на осмотре педиатр и невролог анализируют общее развитие ребенка, в том числе речевые навыки.
Дети, находящиеся в группе риска, направляются к детскому психиатру, так как именно этот специалист способен отличить алалию от других заболеваний. Для определения типа алалии и ее коррекции требуется помощь логопеда, специализирующегося в этой области.
Как проходит прием у детского психиатра?
В первую очередь, врач беседует с родителями, задавая вопросы о жалобах и развитии ребенка с момента беременности матери. Этот процесс называется сбором анамнеза, и рекомендуется заранее составить список важных моментов и дат.
Анамнез позволяет:
- Установить наличие наследственной предрасположенности к расстройствам экспрессивной речи и другим психическим особенностям;
- Оценить здоровье матери во время беременности и риски, связанные с развитием моторной алалии;
- Выяснить болезни и стрессовые ситуации, пережитые ребенком с рождения;
- Понять, как протекали возрастные кризисы у ребенка;
- Отслеживать формирование коммуникативных навыков, речи, моторики и эмоционального интеллекта;
- Уточнить навыки самообслуживания и поведение в коллективе и семье;
- Прояснить семейные отношения и атмосферу, а также методы воспитания.
Во время обследования психиатр обязательно анализирует психическое состояние ребёнка, принимая во внимание:
- Общее поведение ребёнка: уровень активности, реакцию на просьбы взрослых, способности к контакту и степень застенчивости;
- Наличие трудностей в понимании обращённой речи;
- Способы коммуникации: насколько развиты речь, мимика и жесты;
- Понимание ребёнком своего окружения и ознакомленность с окружающим миром;
- Индивидуальные черты эмоционально-волевой сферы;
- Развитие крупной и мелкой моторики;
- Соответствие речи и интеллекта возрастным стандартам;
- Особенности психики, помимо речевых затруднений;
- Психологический портрет родителей, стиль воспитания и динамику отношений с ребёнком.
Также врач осуществляет общий осмотр, что является важным элементом, оценивая физическое развитие, состояние здоровья органов и систем, включая неврологические аспекты.
Для уточнения диагноза моторной алалии ребёнка направляют к различным специалистам - логопеду, педиатру, оториноларингологу и неврологу. Лабораторные анализы обычно неинформативны. В отдельных случаях может проводиться ЭЭГ или МРТ для исключения органической патологии.
Коррекция моторной алалии требует основного внимания со стороны логопеда, дефектолога и нейропсихолога, что подразумевает использование комплексного подхода. При наличии сопутствующих неврологических и психологических расстройств малыша также должны наблюдать невролог и психолог.
Идеальным возрастом для начала активной работы с логопедом считается период от двух до четырех лет. Взрослые также могут и должны заниматься коррекцией моторной алалии после пяти лет, хотя результаты будут не столь значительными, как при более раннем старте.
Заниматься самолечением нецелесообразно, так как это снижает эффективность работы логопеда: исправлять уже сформированные неверные звуки значительно сложнее, чем обучать их заново. Объединение усилий всех членов семьи и логопеда приводит к максимально эффективным результатам и помогает ребенку в освоении речи, а также в полноценной социальной адаптации.
8 (800) 222-34-02 либо оставьте заявку через форму обратной связи.